Начиналось действо по-разному: кто-то из медиумов предпочитал биться в конвульсиях и рычать, а кто-то впадал в оцепенение и монотонно вещал. Можно было обойтись и без эффектного «вселения» духа, одними звуками неясного происхождения — стук, звон, странные вздохи и стоны со всех сторон. Процесс общения зависел от предпочтений духов, а точнее, медиума. Одни спиритисты отвечали на вопросы из зала, другие являли публике призрачные руки, касавшиеся гостей или просто парящие в воздухе, третьи демонстрировали левитацию и игру духов на аккордеоне или фортепиано.
За этими чудесами стояли сообщники, светящиеся смеси, музыкальные шкатулки и предварительная разведка в городках, куда медиум приезжал. Прочесть местные газеты с некрологами, отправить ассистентов собирать сплетни, польстить местной знати не составляло труда, зато работало на репутацию. Кроме того, профессиональные спиритисты были хорошими психологами. Они знали, что почтеннейшая публика готова поверить во всё, что увидит, иначе эти люди просто не пришли бы сюда.
Лишь немногие спиритисты позволяли учёным проверять себя. Объяснялся отказ, как правило, обидчивостью духов и их непостоянством. Сёстры Фокс, Дэниэл Хоум, Евсафия Палладино и ряд менее известных медиумов сотрудничали с Обществом исследований паранормального (ОИП), основанным в 1882 году в Великобритании. Члены ОИП ездили по всему миру, проводили ночи в «домах с привидениями», проверяли медиумов и общались с духами. Результаты испытаний неоднозначны. Одни участники предлагали мистике рациональные объяснения вроде постукивания пальцами ног, лесок для левитации и скрытых трубок для получения жутких звуков. Другие уверяли, что некоторые явления нельзя объяснить ничем иным, кроме как контактом с духами.
Научные исследования спиритизма выявили основные закономерности. Чем жёстче условия проверки, тем меньше шансов увидеть паранормальное явление. И главное: учёные тоже люди. Если они хотят верить в существование феномена, то с радостью помогут себя обмануть.